• Медитация по технике Сахаджа Йоги | |
Духовная матьCтатья из журнала «Наука и Религия» за 2004 годВ 1994 году в Санкт-Петербурге, по инициативе основательницы Сахаджа Йоги женщины, которую ее последователи именуют «Ее Святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви», и по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, прошла необычная научная конференция. В принятой на ней декларации подчеркивалась высокая эффективность предложенной Шри Матаджи духовной практики, помогающей преодолевать барьер, обычно разделяющий миры Востока и Запада, достигать единения людей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Шри Матаджи Нирмала Деви родилась ровно в полдень 21 марта 1925 года в день весеннего равноденствия, считавшийся праздником едва ли не во всех древних религиях, в местечке Чиндвара, в штате, который теперь называется Мадхья Прадеш. Она появилась на свет в семье индийских христиан. А ее далекие предки принадлежали к древней императорской династии Шаливаханов, поэтому им были близки и традиции индуизма. Отец Шри Матаджи, Шри Прасад Рао Кришнан Салве, человек щедрый и скромный, снискавший уважение всех, кто окружал его, принял самое непосредственное участие в борьбе за независимость Индии. Он стал единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее и первом Парламенте. Человек энциклопедического ума, он владел множеством языков; знал наизусть священную для индийцев Бхагават-Гиту; перевел Коран на хинди. Он был знатоком едва ли не во всех областях искусства, науки и современной литературы. Мать Шри Матаджи, женщина высокообразованная, математик с ученой степенью, отказалась от научной карьеры, ограничившись обязанностями хозяйки дома. Говорят, что за всю жизнь она ни разу не солгала; отказывалась от компромиссов даже в мелочах. Интересен один эпизод, который, в соответствии с индийскими обычаями, предвещал рождение в семье Салве необычного ребенка. Шри Салве был известным охотником и другом местного раджи. Раджа попросил его помочь избавиться от опасного тигра-людоеда, который обитал на соседних холмах. Шри Салве откликнулся на просьбу и взял с собой беременную жену. Они разместились в специальном сооружении на вершине высокого дерева и стали ждать тигра. Было полнолуние. И вскоре, ясно видимый в светлой ночи, появился свирепый тигр. Шри Салве взял его на прицел, но его жена вдруг почувствовала необъяснимое чувство сострадания к тигру и удержала мужа от выстрела. Шри Салве понял это как предзнаменование. «Наверное, в тебе Божественная Дурга!» сказал он и отложил ружье И вот у них родилась девочка без единого пятнышка на теле, поэтому ее назвали Нирмала, что означает «незапятнанная». Когда после крещения маленькой Нирмалы ее положили в карету, лошади вдруг сорвались с места и помчались галопом, карета упала и покатилась в овраг. Родители и родственники со страхом спустились в овраг и обнаружили, что девочка лежит в люльке и улыбается, как ни в чем не бывало. У Нирмалы было счастливое детство, в доме ее обожали. Говорят, что птицы и животные приближались к ней без малейшего опасения к великому ужасу слуг, наблюдавших, как ребенок ласкает даже кобр. Девочку иногда находили в отдаленном уголке дома совсем одну, погруженную в сосредоточенные размышления, которые, наверное, можно назвать медитацией. Но большую часть времени Нирмала была полна энергии. Незабываемые впечатления остались у тех, кто видел ее, семилетнюю, в ролях Рады или Кришны в маленьком детском театре. Вскоре способности Нирмалы проявились также в музыке и в изобразительном искусстве. Родители Нирмалы определили ее в традиционную индийскую школу, а не в миссионерскую, как это было принято в их кругу, и настояли, чтобы она обучалась санскриту священному языку индуизма. Отец Нирмалы передал ей многие свои знания, развивал в ней интеллект и интуицию. Когда девочке было семь лет, он взял ее с собой в ашрам Махатмы Ганди. Тот увидел в ребенке особенные качества и попросил отца оставить дочь у него. Все свободное время Нирмала проводила с Ганди. Благодаря ему ее любовь и сострадание к людям стали глубже. Ганди называл девочку «Непали», потому что ее лицо было, как у жителей Непала, подобно луне. В ашраме Ганди она провела много счастливых дней. Он, признанный учитель, нередко сам получал от нее помощь в подборе рифм для молитвы. Строгий распорядок жизни, в ашраме подъем в четыре утра, омовения, утренние молитвы и прогулки естественным образом «вошел» в Нирмалу, оставшись с ней навсегда. Многие идеи Ганди впоследствии вошли в учение Сахаджи Йоги: сбалансированные экономика и производство, социальное служение, простота жизни, единство мировых религий. Когда пришло «время университетов», Нирмала выбрала медицину. Студенческие ее годы были далеко не столь безоблачны, как детство. В те времена напряженной борьбы за свободу Индии лидеры Национального Конгресса часто попадали в тюрьму. Отец Нирмалы провел в заточении два с половиной года. Ее мать побывала в заключении пять раз. Полиция схватила и Нирмалу; ее пытали По некоторым данным, Нирмала провела в подполье около восьми месяцев. Сама ее жизнь была в опасности. Тем не менее, сейчас, в знак прощения своих недругов, она никогда не рассказывает о пытках и страданиях, перенесенных ею и ее семьей. По окончании войны за независимость Шри Матаджи вышла замуж за Чандика Прасад Шриваставу человека, которому вскоре суждено было стать одним из самых уважаемых государственных деятелей в своей стране. Будучи главным директором Индийской пароходной компании (с 1961 по 1974 год), он превратил это малоприбыльное предприятие в одну из самых крупных корпораций в мире. После слияния своей компании с Международной Морской Организацией при ООН он вплоть до недавнего времени был ее генеральным секретарем. Шривастава заслужил Рыцарский Знак от королевы Елизаветы II; кроме того, ему присуждена еще 31 награда. Он первый индиец (со времен обретения независимости), получивший (в 1990 году) титул «Рыцарь Капитан» среди награжденных британским орденом Святого Михаила и Святого Георгия. Беря в жены тогда еще мало кому известную молодую женщину с доверчивой, удивительно прекрасной улыбкой, господин Шривастава, конечно, ожидал, что найдет в ней верную жену и любящую мать для своих детей, но менее всего он предполагал, что его жена станет духовным лидером, чей авторитет будет признан на пяти континентах. Впрочем, в первые годы супружеской жизни Шри Матаджи посвятила себя целиком дому. Тем самым она примером своей жизни продемонстрировала то важное значение, которое придает в своем учении семье. Одновременно она продолжала и свои исследования в той важной области, которая была особенно дорога ее сердцу: пробуждении у людей жизненной энергии Кундалини. В современных языках Запада такое пробуждение называют самореализацией. Если следовать этой терминологии, Шри Матаджи уже родилась реализованной подобно Будде Шакьямуни и мудрецу Шанкарачарье, она достигла «пробуждения Кундалини» в себе без помощи учителя. В свое время она посещала лекции различных индийских гуру и глубоко переживала то обстоятельство, что многие из них приносили больше вреда, чем пользы, наивным искателям истины. Она обнаружила, что никто из этих гуру не может на самом деле пробуждать Кундалини; они лишь добиваются популярности с помощью напыщенных речей и обещаний достичь сверхсознания через весьма причудливые и эксцентричные практики. Сама же Шри Матаджи в это время, по ее словам, «искала пути и методы для создания собственного стиля медитации, пробуя различные сочетания и перестановки» приемов, воспринятых у других гуру. Со временем желание Шри Матаджи самой постичь духовные истины стало еще сильнее. Она почувствовала, что должно свершиться НЕЧТО. Напомним, что при самореализации энергия Кундалини в теле человека поднимается по позвоночному столбу, последовательно «раскрывая» при этом семь энергетических центров чакр. Высшая из них (на темени головы) именуется «сахасрара», «тысячелепестковый лотос». И вот 5 мая 1970 года в Нарголе прибрежном селении примерно в 150 милях от Бомбея Шри Матаджи получила откровение и ощутила, что ее сахасрара чакра открылась. Она вспоминает об этом так: «Я увидела Кундалини, представляющую изначальную силу, Святой Дух внутри нас. Она поднималась, раскрываясь и как бы телескопически разворачиваясь Как будто огромный поток лучей вырвался из моей головы в разные стороны. Я почувствовала, что исчезаю, растворяюсь, меня больше нет » После этого и началась работа Шри Матаджи, которая привела к реализации тысячи людей. Первый опыт был осуществлен в Индии, где за два года четырнадцать человек достигли пробуждения. В это время муж Шри Матаджи был избран в Организацию Объединенных Наций, и ее духовная работа продолжалась за границей. В конце 1960-х начале 1970-х годов, после того как обе ее дочери вышли замуж, Шри Матаджи получила возможность проводить публичные выступления. До этого она принимала участие в деятельности различных женских благотворительных организаций, оказывающих поддержку нуждающимся. Теперь Шри Матаджи поставила перед собой грандиозную задачу духовного преображения человечества вначале на индивидуальном уровне, а затем и на коллективном, что привело бы к позитивным переменам во всем мире. При этом Шри Матаджи подчеркивала, что работа по системе Сахаджа Йоги ни в коем случае не означает отказ от прежней, родной для человека религии. Ныне Сахаджа Йога практикуется более чем в 96 странах, включая Россию и Америку, государства Европы и Азии. Шри Матаджи считает весь мир своей семьей; реализации достигает каждый, кто к ней стремится независимо от расы, касты, финансового положения: Богу неважно, сколько денег у человека на счету и какого цвета у него кожа. Шри Матаджи ежегодно проводит много месяцев в поездках, читая лекции, помогая советом и исцеляя болезни, причем в весьма напряженном ритме, оставаясь на одном месте лишь два-три дня. Ее понимание людей, будь то индусы или христиане, или люди иной веры, поистине феноменально, и это дает ей возможность находить контакт со всеми, кто приходит к ней. Она не требует платы ни от кого: «Как можно платить за то, что ваше собственное, что дано от рождения? Можно ли заплатить за то, что проросло зерно? За то, что светит солнце? Так же и Кундалини; она это сила Любви; каждый человек имеет право и возможность познать ее как приятное дуновение » Для меня большинство людей подобны божествам, которые все еще находятся в состоянии окаменелости и которые могут превратиться в ангелов благодаря пробуждению Кундалини». Самое трудное убедить человека в том, что во всем мироздании он есть самое высокоразвитое существо; что он наделен способностью стать чудесной личностью». Итоги такой деятельности очевидны. Активизация жизненной энергии в человеке делает более сбалансированными все силы его души и тела, наполняет радостью. С помощью активизации внутренней энергии можно избавиться от дурных привычек и болезней, даже считающихся неизлечимыми. Шри Матаджи не случайно назвала этот процесс Сахаджа Йогой. «Сахаджа» на санскрите означает «спонтанная, рожденная вместе с тобой», а «Йога» это не только «учение», но и союз с Высшим Началом, возможность для каждого достичь более высокого уровня сознания. «Слово «Йога» самое верное для обозначения того союза, который «устанавливает Кундалини», говорит Шри Матаджи, ни один механизм не будет работать без своей главной части, без источника. Так же и люди, если они не соединены со своей главной частью, с источником, истощаются и уходят в сторону от истины влево или вправо». Успехи гуманной миссии Шри Нирмалы Шривастава позволяют говорить о ней как о Духовной Матери. Сострадание, терпение и любовь, бескорыстие, движущие ею, все это доказательства искренности чувств, которые она испытывает к людям. За заслуги в борьбе за мир и духовное обновление Организация Объединенных Наций в 1989 году наградила Нирмалу Шриваставу Медалью Мира. В 1997 году Единым международным фондом она занесена в список величайших людей планеты. Выступая в 1994 году на уже упомянутой конференции в «северной столице» России в стране с тысячелетней духовной традицией, Шри Матаджи нередко апеллировала к образам, которые понятны нашим соотечественникам: «Все религии были созданы для того, чтобы создать баланс. Не уходить в крайности, а обрести баланс, равновесие. Но почему равновесие? Потому что лишь обладая этим равновесием, вы можете восходить. Как и эти цветы были созданы, так и вся живая работа была проделана этой Божественной Всепроникающей Энергией, говорит Шри Матаджи, В Библии это описано как прохладный ветерок Святого Духа. В Коране это Рух, а в индийской философии Парамчайтанья Вы должны едиными с этим. И это является Йогой На днях кто-то спросил меня, почему он на этой Земле. Я сказала: «Чтобы стать божественным и войти в Царство Божие». Но он спросил: «Чем же это поможет мне?» Я сказала ему: «Прежде войдите туда, и это поможет не только вам ментально, эмоционально, физически и духовно, но также и вы сможете помочь другим » Вы можете почувствовать вибрации любого человека: умерший ли это человек, или живой, или он живет где-то очень далеко. И теперь, если вы знаете, как корректировать эти центры, то вы можете скорректировать и свои центры, и центры других людей Это ваша способность, ваша слава, это то, чем вы должны обладать, это ваше собственное Это все Любовь и сострадание. Сила Любви, Божественной Любви, чистой Любви вне всякой похоти или жадности. Мы никогда, никогда не пользовались силой Любви. Сейчас же пришло время, и в один из дней, я уверена, Россия станет лидером всего Мира!» Материал подготовлен АНО «Сахаджа Йога» Оглавление разделаРоссийские СМИ Зарубежные СМИ |